zeitschichten 

персональная выставка Греты Димарис в пространстве НИИ Parazit. Экспозия включает скульптурные работы и инсталляции Греты Димарис, созданные за последний год. Художница размышляет на актуальные темы, обращаясь к образу времени и его следа как на материальном, так и на нематериальном уровне. Выставка приглашает к размышлению о памяти следа, слоя, архива. 

«Грета Димарис называет себя полиартистом, — рассказывает искусствовед и куратор выставки Илья Крончев-Иванов. — Это такой универсальный художник, который обладает широким кругозором, отличается гибким умом и открытым взглядом на мир, экспериментирует с различными медиа и темами. Но при этом в художественной практике Греты присутствует сквозная линия  —  нарратив, объединяющий многие её проекты и работы. Во-первых, это обращение к скульптуре и материальности. А во-вторых, работа с личным и коллективным прошлым, памятью и временем. Именно на этих направлениях мы и хотели сфокусироваться, работая над её новой выставкой». 

Zeitschichten. Илья Крончев-Иванов

кураторский текст 

Название персональной выставки Греты Димарис отсылает к одному из центральных понятий немецкого историка и теоретика исторической науки Райнхарта Козеллека (1923 — 2006). Неологизм «zeitschichten» (с нем. «слои времени») — это удачная метафора для объяснения феномена исторического времени. «По аналогии с их геологическими близнецами слои времени отсылают нас к разнообразным, имеющим различную длительность и различное происхождение временным уровням, которые одновременно присутствуют в нашем настоящем и воздействуют на нас». 

В своих работах художница Грета Димарис берёт на себя роль путешествующего во времени «критического археолога», который откапывает «следы» дореволюционного, советского и постсоветского российского прошлого для того, чтобы иронически переосмыслить их. Например, в серии «Старо-новый словарь» художница не столько восстанавливает руинированные фрагменты кирпичей XIX века, сколько достраивает их, опираясь на своё воображение, таким образом, реактулизируя прошлое в настоящем и перемешивая слои времени между собой. В проекте «Красная икра» Грета критически осмысляет традиционный атрибут советского застолья, который из символа праздника и благополучия превращается в абсурдистский предмет для производства травм. Рассортированные художницей следы постепенно образуют «разрез» исторического пласта. Но если строго идущие друг за другом «слои времени» показывают нам последовательную смену эпох, то рассыпанные в пространстве «следы» начинают что-то рассказывать лишь тогда, когда образуют единую систему, в которой один след начинает вести к другим и сплетаться с ними. Именно эту слоистость следов демонстрирует Грета Димарис, одновременно задаваясь вопросом что есть «след прошлого» и как он связан с человеческой жизнью?   

С одной стороны, следы помогают нам осмыслить то, к чему невозможно подступиться или с чем невозможно войти в контакт, приблизиться к закрытым и исчезнувшим мирам, ведь любой след — это остаток умершего или исчезнувшего прошлого. А с другой стороны, сохраняя следы, человек стремится увековечить или же, употребляя выражение французского философа Владимира Янкелевича, «обудуществить» прошлое. Ведь именно следы предоставляют нам возможность сохранить как индивидуальное, так и коллективное прошлое. Обращаясь к следам и слоям прошлого, Грету Димарис интересует символическое положение «человеческого» в историческом времени. В её работах всегда присутствует субъект, а История складывается из множества личных судеб и переживаний. Так в серии «Субъектоны» Грету интересует человеческое присутствие в материи времени, поэтому для своих скульптур она выбирает фрагменты интимных мест в доме, которые соприкасались с людьми наиболее часто. 

Почему мы так бережно относимся к следам своего прошлого? Потому что следы позволяют нам его «иметь». Без следов прошлого — нет и самого прошлого. При этом между слоями и следами есть существенное различие — следы, как правило, не переживаются лично, а лишь реконструируются в сознание их позднего наблюдателя, а вот слои времени всегда связаны с личным опытом, который зафиксировал в себе или собой важные повороты, изломы, разрывы и трещины в индивидуальной или коллективной биографии. 

Именно эту хрупкость и тонкость темпоральной материи передаёт Грета Димарис, используя в своих работах обломки старых кирпичей, осколки разрушенных зданий, старые советские значки и обои, винтажную фарфоровую посуду и т. д. Даже местный стол, собранный здесь в НИИ Parazit, становится предметом истории, брусья которого превращаются в мансардные балки, напоминающие о мастерской Ильи Кабакова, где размещался Институт проблем современного искусства (ИПСИ), в котором училась художница. Для Греты Димарис именно «предмет с историей» становится важным помощником на пути осмысления положения прошлого в границах личного/субъективного и коллективного/национального.

публикации о проекте 

Анонс выставки / Собака

Анонс выставки / Del'Arte

Видеорепортаж о выставке / АРТЛИКБЕЗ


фото экспозиции: Алиса Гиль 

видеодокументация: Надежда Горохова

ассистент куратора: Елизавета Шикуля

отдельная благодарность за помощь в подготовке проекта: Игорь Яновский, Ксения Пилипецкая, Анастасия Иваненкова, Юлия Рибетки

волонтёры-медиаторы: Полина Рудашевская, Тамила Старнакова, Ульяна Егорова, Ксения Торопова, Лилиана Мосягина, Эльмира Растенкова, Мария Ободзинская, Ксения Лаврик, Тая Сумарокова 

НИИ Parazit, Санкт-Петербург, 2023