Earth machines: geological conditions of the deep media art. Ilia Kronchev-Ivanov

симпозиум «Машины земли: геологические условия искусства глубоких медиа»

Отправной точкой симпозиума стала «Геологическая трилогия» художника Дмитрия Морозова aka: vtol:, представленная на первой персональной выставки в Петербурге «Диапазон измерения» в галерее Anna Nova. Она станет репрезентативным примером художественных практик в области глубоких медиа.

Среди спикеров симпозиума: теоретик искусства и куратор Дмитрий Булатов; художник и исследовательница медиаискусства, кандидат филологических наук Наталья Федорова; медиархеолог, саунд-художник и кандидат технических наук Борис Шершенков; философ, доктор философских наук (PhD) Йоэль Регев; историк культуры, кандидат филологических наук Илья Калинин. 

Кураторы симпозиума: Ася Каплан, Илья Крончев-Иванов

Модератор симпозиума: философиня, киберфеминистка и арт-критик Алла Митрофанова


Глубокие медиа: когнитивная экология

Дмитрий Булатов — художник, теоретик искусства, куратор. Организатор выставочных и издательских проектов в области art& science и новых медиа. 

Дмитрий расскажет о том, что такое «глубокие медиа». В фокусе внимания этой новой области исследования на стыке искусства, науки и философии — встреча с воздействием физических составляющих земли, воды и атмосферы (в частности, магнитных, электрических и гравитационных полей), а также субстратных элементов технических систем (металлы, соли, кристаллы и др.). Эта концепция позволяет нам рассматривать различные сущности вокруг нас — искусственный интеллект, бактерии, минералы, электрические поля — в качестве агентов, действующих в пространстве отношений. И отыгрывать сценарии, в которых автономия и креативность не считаются атрибутами только человеческого.

Геологическая трилогия: модель для нового старого будущего

Наталья Федорова, художник, исследователь медиа искусства, кандидат филологических наук. 

Наталья расскажет о том, как «Геологическая трилогия» взаимодействует с советским колониальным проектом сегодня. Дмитрий Морозов исследует зыбкое «советское» через конструирование привычных для него робототических моделей. Каждая из инсталляций «Геологической трилогии» имеет в основе физический повторяемый процесс: фазовый переход и остывание метеорита (падение Сихоте-Алиньского метеорита), высыхание и заполнение водой такыров (Аральское море), бурение твердой земли (Кольская сверхглубокая скважина). Пространственно работы выстраивают модель советского модернистского проекта колонизации природы: с космической высоты на землю и вглубь нее на двенадцать тысяч километров. Каждый из объектов, в итоге, отправляет на оригинальное место происшествий для того, чтобы как бы сверить точность физической модели места и преодолеть его заброшенность. Нужно быть внимательным, рассматривая части трилогии, хотя бы потому что, возможно, мы рассматриваем заброшенное будущее.

В глубины эфира: о материальности эфирных медиа

Борис Шершенков, инженер и саунд-художник, кандидат технических наук, медиаархеолог и конструктор музыкальных инструментов.

Борис расскажет об эфире — одном из наиболее устойчивых культурно-технологических топосов, лежащих в основании электронных медиа. Сформированная в работах античных философов, средневековых схоластов, богословов и естествоиспытателей Нового времени, концепция эфира в современном мире способна объединить природное и технологическое как общие проявления жизнедеятельности неорганической материи.

Механизм, оккультизм, исчисление сред: вечный двигатель советского 

Йоэль Регев, философ, доктор философских наук (PhD), доцент Европейского университета. 

В докладе будет сделана попытка разместить «Геологическую трилогию» между тремя полюсами или тремя парадигматическими моделями. С одной стороны, беспрерывное возобновление процесса в инсталляциях отсылает к механизмам XVIII века, где источником движения выступает не энергия и ее трансформации, а взаимное расположение частей. С другой стороны, поддерживаемая на уровне материи связь с точкой, где произошла трансформация реальности, отсылает к оккультным практикам манипулирования называющими себя силами. Основывающаяся на жестовом четверичном коде теория исчисления сред позволит связать между собой эти два аспекта и рассмотреть вопрос об их связи с парадигмой «советского».

ИТМО Университет

Санкт-Петербург, 2021