The motherboard. Илья Крончев-Иванов

the motherboard

Проект «The Motherboard» Маши Данцис исследует опыт дигитального материнства и повествует историю отношений художницы и её сына, которые будучи разделённые друг от друга закрытыми границами из-за пандемии, начали играть в Minecraft. Они строили дома и сажали сады, разводили овец и удили рыбу. Этот цифровой мир дал им возможность быть вместе на расстоянии. В процессе этого общения Маша заметила, что их отношения трансформировались, что у них появились новые паттерны поведения, что они сблизились на ином, более искреннем и откровенном уровне.

«The Motherboard» продолжает серию проектов, в которых художница преодолевает отчуждение между технологией и человеком, обращаясь к опыту семьи и собственной идентичности. Данцис предлагает посетить цифровой дом, созданный вместе с её сыном, посмотреть альбомы с фотографиями их сетевой жизни, видео о том, какие истории с ними случались.

кураторский текст 

Minecraft — это компьютерная видеоигра, выпущенная шведским программистом Маркусом Перссоном в 2009 году. Игра представляет собой свободно генерируемый конструктор в виде изменяемого трёхмерного мира, полностью состоящего из кубов. Minecraft не ставит перед игроком каких-либо конкретных целей, но предлагает ему свободу действий. Например, он может исследовать мир, добывать полезные ископаемые, сражаться с противниками и многое другое. 

Вопрос «Может ли игра в Minecraft стать искусством?» отсылает к более общему вопросу «Могут ли видеоигры быть искусством?». Именно эта тема активно поднималась американской журналистикой в 2012 году, когда в Смитсоновском музее американского искусства открылась масштабная выставка «The Art of Video Games» — одно из самых первых манифестирующих заявлений о том, что видеоигры — это тоже искусство. 

С этого момента прошло уже 10 лет и если положение видеоигр в искусстве на международном уровне понятно, то вопрос об актуальности этого жанра на российской художественной сцене остаётся открытым. Одной из ярких инициатив на пути осмысления этого феномена в отечественном культурном поле стала запущенная в ноябре 2019 года цифровая платформа Garage.Digital, которая аккумулирует опыт изучения современного born-digital искусства как продукта нового мышления и способа проживания действительности. Платформа организовывает просветительские и образовательные программы, выдает гранты для художников на развитие художественных игр.  Одним из таких художников в 2022 году стала Маша Данцис — междисциплинарная медиахудожница, исследующая в своей практике совместное сосуществование цифровой среды и технологии вместе с человеческой идентичностью. Специально для Garage.Digital она создала проект «The Motherboard», посвященный исследованию опыта цифрового материнства и продолжающий ее серию проектов о преодолении художником отчуждения между технологией и человеком. 

В этом проекте Данцис интересует социальная дистанция между опытом родительства и цифровыми технологиями. Ведь если ввести в поисковую систему запрос «родительство + Сеть + компьютерные игры» на любом языке, то в выдаче будут статьи о том, как защитить ребенка. Выстроить правильные границы между ним и Сетью. Но когда реальные границы разделяют родителей и детей — в силу пандемии или других социальных и политических катаклизмов, — именно Сеть становится для них местом свободы, домом и главной возможностью сохранить связь.

В 2020 году границы закрылись и Маша со своим сыном, находившиеся в разных странах, начали играть в Minecraft по сети. Они строили дома и сажали сады, разводили овец и удили рыбу. Этот цифровой мир дал им возможность быть вместе на расстоянии. В процессе этого общения Маша заметила, что их отношения трансформировались: у них с сыном появились новые паттерны поведения, они сблизились на ином, более искреннем и откровенном уровне.

В данном случае, за неимением возможности вернуться в родной дом из-за закрытых границ, виртуальная сетевая игра стала безопасным местом — новым домом. В этом пространстве, устроенном по принципу матрицы, появилась возможность встречи матери и ребенка, а совместное созидательное действие, происходящее во время игры, стало одним из важнейших элементов проекта Данцис.  

Как отмечает нидерландский теоретик игры Йохан Хейзинга, одно из главных свойств игры — это наличие правил, которые формирует мир «игрового пространства».  Стоит лишь отойти от правил, и этот мир тотчас же рушится. Никакой игры больше нет. Игра устанавливает порядок и порядком является. Игра требует абсолютного и полного порядка. Она формирует заданные обстоятельства и правила, по которым нам в этих обстоятельствах необходимо действовать, можно сказать, формирует некую завершенную непредсказуемость. От этого во время игры высвобождается большое количество энергии, которую мы можем использовать для того, чтобы совершенствовать наши межличностные отношения и проживать совместный опыт. Этот механизм позволяет сформировать определенный тип действия, в котором нет напряжения, в отличие от стандартного диалога между родителем и ребенком. 

Таким образом, в работе «The Motherboard» Данцис продолжает исследовать вопрос о сущности техники как таковой, а также пытается преодолеть отчуждение, кроющееся в функциональном использовании технологий со стороны людей. Во многом в этой художественной линии художница опирается на концепцию французского философа Жильбера Симондона. Он считал, что не техника порабощает и отчуждает человека, а, наоборот, человек своим утилитарным подходом порабощает и отчуждает технику от человеческого в результате чего отчуждается сам. Поэтому не человека нужно освобождать от машины, а машину от человека — к чему стремится в своих работах Данцис.

В её проекте технология сетевой игры становится соавтором произведения искусства и агентом влияния. Художница предоставляет технологии пространство для реализации способностей, которые человек не может зарегистрировать, например, сконструировать территорию проживания семейного опыта (важная тема для Данцис, появляется и в других её проектах). Поэтому в работах художницы так ярко прослеживается обращение к техноэстетике, где чувственное познание реализуется через технологические системы, материалы и процессы. Данцис позволяет увидеть технологии не только как прикладной инструмент, но и как своего рода костыль, позволяющий человеку «быть человеком» и предлагающий создать желаемую воображаемую реальность.


фото экспозиции: Алиса Гиль 

соавторы проекта: Йонатан Фолк, Ирина Соколова 

дизайн: Боремир Бахарев, Елизавета Белова, Екатерина Фефилова

команда галереи: Анна Заведий, Ксения Горланова, Александр Погребняк, Даша Захарова

основательница галереи: Полина Бондарева

особая благодарность за помощь при реализации проекта НИУ ВШЭ и лично Митю Харшаку, а также отважным студентам Маши Данцис 

Masters Digital, Санкт-Петербург, 2023

The motherboard. Ilia Kronchev-Ivanov

the motherboard

'The Motherboard' is a solo exhibition by Mascha Danzis, which explores the experience of digital motherhood and tells the story of the relationship between the artist and her son, who, separated from each other by closed borders due to a pandemic, began playing Minecraft. They built houses and planted gardens, raised sheep and fished. This digital world gave them the opportunity to be together from a distance. Through this communication, Mascha noticed that their relationship had transformed. They had new patterns of behavior. They had bonded on a different, more sincere and candid level.

'The Motherboard' continues a series of projects in which the artist overcomes the alienation between technology and the human by addressing the experience of family and her own identity. Danzis invites you to visit the digital home she created with her son, see albums of photos of their online lives, and videos of the stories that happened to them.

curatorial statement 

Minecraft is a computer video game released by Swedish programmer Markus Persson in 2009. The game is a randomly generated constructor in the form of a modifiable three-dimensional world made entirely of cubes. Minecraft does not set any specific goals for the player, but offers freedom of action. For example, you can explore the world, mine diamonds, fight enemies, and more. 

The question 'Can Minecraft be art? ' refers to the more general question 'Can videogames be considered art? ' It was a topic that was actively raised by American journalists in 2012, when the Smithsonian American Art Museum opened a major exhibition called ‘The Art of Video Games’ — one of the earliest manifestations of the idea that video games are also art. 

While the international state of video games is clear ten years after, the question of the relevance of this genre remains open on the Russian art scene. In November 2019 a bright initiative leading to understanding this phenomenon in the Russian cultural field was launched Garage.Digital platform Garage Digital accumulates the experience of studying contemporary born-digital art as the product of a new type of thinking and living through everyday reality. The platform organizes public and educational programs and provides grants for artists to develop art games. One of such artists in 2022 became Mascha Danzis, an interdisciplinary media artist who explores in her practice the coexistence of the digital environment and technology together with human identity. Special for Garage.Digital she created ‘The Motherboard’, a project exploring the experience of digital motherhood and continuing her series of projects about the artist’s overcoming the detachment between the technology and the human. 

In this project Danzis is interested in the social distance between the experience of parenthood and digital media. After all, if you type ‘parenting + Net + computer games’ in a search engine in any language, there will be articles on how to protect the child, to build the right boundaries between them and the Net. Yet, when, due to a pandemic or other social and political cataclysms, real boundaries separate parents and children, it is the Web that becomes the place of freedom, home and the main opportunity to keep in touch.

In 2020, the borders closed and Mascha and her son, who were in different countries, started playing Minecraft online. They built houses and planted gardens, raised sheep and fished. This digital world gave them the opportunity to be together remotely. Through this interaction Masha noticed that their relationship had changed, they had developed new patterns of interaction, and became closer together in a more genuine and honest way.

In this case, unable to return home because of the closed borders, the online video game became a safe place, a new home. In this matrix-like space, it was possible for mother and child to meet, and the co-creative action taking place during the game became one of the most important elements of the Danzis project. 

As the Dutch game theorist Johan Heisinga points out, one of the main properties of a game are the rules that shape the world of the ‘game space’. As soon as one breaks the rules, this world immediately collapses. There is no game anymore. Game establishes order and is the order itself. Game demands absolute and complete order. It forms the circumstances given and the rules according to which we must act in those circumstances, forms a kind of complete unpredictability, one might say. Because of this, a great deal of energy is released during the game, and we can use it to refine our interpersonal relationships and to share our experiences together. This mechanism allows us to form a certain type of action in which there is no tension, unlike the standard parent-child dialogue. 

Thus, in ‘The Motherboard’ Danzis continues to explore the question of the essence of technology as such, as well as tries to overcome the alienation that lies in the functional use of technology by humans. This artistic vision is based on the concept of the French philosopher Gilbert Simondon to a great extent. He believed that it is not technology that enslaves and alienates the human. On the contrary, the human enslaves and alienates technology from everything human through the utilitarian approach, alienating themself, as a result. Therefore, it is not the human that must be liberated from machines, but machines must be liberated from the human — something Danzis strives to achieve in her works.

In her project, the technology of online gaming turns into a co-creator of the artwork and an agent of influence. The artist provides a space for technology to realize abilities that one cannot register, for example, to construct the territory of family experience (an important theme for Danzis, which appears in her other projects as well). That is why the artist’s works are so vividly marked by an appeal to techno-aesthetics, where sensual cognition is carried out through technological systems, materials and processes. Danzis allows us to see technology not only as an applied tool, but also as a kind of crutch that enables one to ‘be human' and helps to create a desired imaginary reality.


exhibition photo: Alisa Gil 

coauthors of the project: Jonathan Volk, Irina Sokolova 

design: Boremir Bakharev, Elizaveta Belova, Ekaterina Fefilovagallery 

gallery team: Anna Zavediy, Ksenia Gorlanova, Alexander Pogrebnyak, Dasha Zakharova 

gallery founder: Polina Bondareva

special thanks for the help in the realization to the National Research University Higher School of Economics and personally to Mitya Kharshak, as well as to the brave students of Mascha Danzis 

Masters Digital Gallery

Saint Petersburg, 2023.