Цветы для голубого мирного неба. Илья Крончев-Иванов

цветы для голубого мирного неба

Персональная выставка художницы Насти Литецких в галерее 3120. Выставка «цветы для голубого мирного неба» — это поэтический рассказ, наполненный скорбью, летней тоской, грустью, воспоминаниями и ностальгией по невозможному. 

Художница рассказывает, что последняя книга, которую она прочла перед началом специальной военной операции, был сборник стихов французского поэта Поля Элюара. Особенно ей запомнился поэтический цикл «Стихи для мирного времени», который начинался со строки «Мир ослепленный, мир оглушенный». Позже она решила начать рисовать траурные цветы. Так получились цветы для мирного времени или цветы для мирного голубого неба. 

«Новый проект Литецких — это живописная поэзия на ощупь, — рассказывает искусствовед и куратор выставки Илья Крончев-Иванов. — Тонкое исследования цвета и линии сочетается с размышлениями о родине, памяти и повседневности. Ее изображения мрачных цветов, голубого леса и деревьев, постсоветских интерьеров и автопортретов погружают в мир культурных символов и кодов, которые знакомы каждому из нас».

Экспозиция включает серии живописных и графических работ, инсталляцию, фото и видео. 

кураторский текст 

«Мир ослеплённый, мир оглушённый» — так начинаются «Стихи для мирного времени» Поля Элюара — последнее, что прочитала художница Настя Литецких перед началом трагических событий этого года. Мир, в котором наступила слепота и глухота, оставляет нам единственный выход — жить буквально наощупь. Чувствовать запах земли под ногами, ощущать жар солнца или прохладу летней ночи. Быть в состоянии на пределе, когда границы истончаются, а ясность ума исчезает в волнении. 

Обычно Литецких работает сериями, над которыми интенсивно трудится во время летнего «дачного» отпуска. Художнице требуется уединение и даже одиночество. Она сбегает из города в среду природную, чтобы заземлиться, стать ближе к корням и природе. Например, так появились работы из серий «деревья» или «комната», представленные на выставке. Исключением стали её новые цветы — мрачные и траурные, — которые она начала писать после 24 февраля. Цветы, словно из той песни, где их сорвали девушки, чьи мужья ушли в солдаты, легли в могилу и снова стали цветами. 

Цветы Литецких — это ещё и цвета. Мирное ли небо, которое является голубым? Помните, как у Флориана Иллиеса, «вот только что небо было голубое. А теперь сгущаются тучи. Надвигается гроза. А потом опять голубое. То, что кажется вечным, — мимолетно, а то, что кажется мимолетным, — вечно». Для Литецких крайне сильна важна семантика цвета. Оглушённая и ослеплённая, она, словно на ощупь, создает свою живописную палитру, в которой голубой, скорее, плачет. Голубой смотрит на улицу. Голубой находится один в поле. Голубой сидит на ветру. Голубой идёт по деревне в слякоть. Голубой — это когда ты чувствуешь запах сырой травы, когда ты хочешь вернуться домой и не можешь. 

Это чувство невозвратной ностальгии перманентно присутствует в работах Насти. И это не только некий флёр советского, начиная от изобразительных мотивов и заканчивая техникой живописи, а, скорее, даже неумолимая тоска или скука, исполненная воспоминаниями. Грусть — это счастье глубоких людей. И новая выставка Литецких предлагает нам его испытать. Пускай даже небо сегодня над головой не голубое. 


дизайн: Аня Скользнева, Марго Наумова

основатели галереи 3120: Анна Евсикова и Алексей Львович

особая благодарность за помощь при реализации проекта Ярославе Миненковой, Антонине Львович, Диане Ковалевой

3120 gallery, Санкт-Петербург, 2022