Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов

не смотри на меня так куратор 

Экспериментально-исследовательский проект «не смотри на меня так куратор» исследует модели взаимоотношений между художниками и кураторами, а также рассматривает феномен кураторства. Концепция выставки опирается на опыт и историю петербургской галереи современного искусства Anna Nova и актуальные практики российской художественной сцены. 

Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов

вступительный текст 

Этот проект случился благодаря моему обучению в магистратуре «Кураторские исследования» факультета Свободных искусств и наук Санкт-Петербургского Государственного университета. Выпускники этой программы вместе со своим диссертационным исследованием также готовят итоговый кураторский проект — чаще всего, это выставка или около художественное событие. Таким образом, начинающие кураторы могут на практике понять суть работы с художниками. 

Изначально я поступал в эту магистратуру с целью исследования кураторских практик и проектов, посвящённых проблематикам постантропоцена и тёмной экологии, но после начала военной спецоперации мои планы изменились. Не написать работу я не мог, но и продолжать намеченную тему мне не хотелось. Казалось, всё стало вмиг не актуальным и неважным. Тогда я решил обратить внимание на архивы, связанные с кураторской практикой в России. Так я выбрал новый ориентир и тему своего исследовательского интереса — фигуру куратора современного искусства в России на рубеже XX–XXI веков. Основным героем моего исследования стал Виктор Мизиано и его кураторская практика в 1990-е годы, связанная с реляционной эстетикой и институциональной критикой. Возможно, именно этот контекст повлиял на финальный замысел моего кураторского проекта, который я сегодня представляю в галерее Anna Nova.

Я благодарен основательнице галереи Анне Бариновой и всей команде за проявленное доверие. И несмотря на то, что именно галерея выбрала меня и предложила организовать свой выпускной проект, это место идеально подошло для реализации подобной выставки. Из-за отсутствия в Петербурге мощной институции в области современного искусства, критически переосмысляющей в том числе само искусство, эту нишу в какой-то степени заняла галерея Anna Nova, которая уже не раз представляла подобные экспериментальные выставки. Например, выставку под кураторством Александра Дашевского «Надо возделывать наш сад» (2015), посвященная сообществу художников, с которыми работала галерея; или выставку под кураторством Алексея Масляева «Вещи» (2021), которая развернулась вокруг фигуры коллекционера и феномена коллекционирования. Представляя сегодня свой проект, я достраиваю этот исследовательский нарратив, который принимает следующий вид: «художник — коллекционер — куратор». 

Почему я решил сделать кураторский проект про кураторов? Когда я задумался о том, какую выставку я могу предложить галерее, я точно понимал, что не могу делать сугубо визуальное высказывание, как это было возможно раньше. На мой взгляд, сегодня российское современное искусство столкнулось с кризисом визуального языка. «Искусство как эстетика» стало не актуальным, а «искусство как этика», чем, мне кажется, и остаётся заниматься кураторам и художникам в России, перестало быть возможным. Чтобы хоть как-то оставаться честным перед самим собой, я решил обратиться к феномену кураторства, которое, как однажды сказал куратор Дитер Рулстрате, и есть этика. В итоге, получилась выставка, на которой практически нет визуальных художественных высказываний, но есть кураторы,  художники, отношения между ними и рабочие процессы. 

теплица 

Однажды куратор Дитер Рулстрате сказал, что говорить о кураторской этике — это тавтология, так как кураторство это и есть этика. Само слово «курировать» происходит от латинского cura (забота), из чего следует, что курировать — это заботиться о другом. С древности это слово несёт в себе политические, религиозные и сакральные коннотации, однако наиболее распространенным стал смысл «опеки» в области сохранения культурных ценностей и музейного дела. 

Размышляя об этой проблематике, я придумал эксперимент, посвящённый апробированию концепта «заботы» и этики в кураторской практике.  Для меня кураторство связано с образом дачи — то есть таким местом, где культивируются и выращиваются растения независимо от внешних условий. Обращаясь к этой визуальной метафоре, я предложил художникам отдать на время проекта цветок или комнатное растение из своей мастерской или дома, за которыми я буду ухаживать в течение работы выставки. На каждом растении присутствует ярлык с рассказом от художника о своих первых впечатлениях от встречи с первым куратором. Также на каждом ярлыке есть инструкция по уходу за растением. 

художники, принявшие участие в эксперименте: Александра Гарт, Борис Чайка, Галя Фадеева, Грета Димарис, Лера Лернер, Марья Дмитриева, Маша Данцис, Настя Литецких, Эрик Железка, Или и Павлов, Фёдор Хиросигэ. 

лужайка 

Галерея Anna Nova одна из первых в Петербурге начала работать с независимыми кураторами и специалистами в области современного искусства, в том числе с зарубежными. Так в самом начале своего становления галерея пригласила к сотрудничеству куратора и искусствоведа Екатерину Андрееву, которая сформировала первоначальный список художников и выставочный план. За первые 5 лет работы она выступила куратором 15 персональных выставок. За 18 лет деятельности галерея привлекла к сотрудничеству более 20 профессиональных кураторов, часть из которых уже вошла в российскую историю искусства. 

Я решил взять интервью у восьми из них для того, чтобы узнать ответы на четыре ключевых вопроса: как они понимают феномен кураторства и в чем, на их взгляд, заключается роль куратора? каким ценностям и методам они придерживаются в своей кураторской практикой? как бы они охарактеризовали их модели отношения с художниками? и существует ли фундаментальный конфликт между художником и куратором? 

Участники интервью: Екатерина Андреева (1961), Олеся Туркина (1961), Глеб Ершов (1964), Андрей Хлобыстин (1961), Александр Дашевский (1980), Анастасия Котылева (1988), Анна Заведий (1987), Андрей Паршиков (1985). 

Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов

Искусствовед, куратор и арт‑критик. Специалист по русскому и зарубежному искусству XX–XXI веков, кандидат искусствоведения, доктор философских наук. В галерее Anna Nova выступила куратором 15 проектов.

Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов

Искусствовед, куратор, арт-критик, кандидат искусствоведения. В галерее Anna Nova выступила куратором 2 проектов.  

Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов

Искусствовед, куратор, художник, кандидат искусствоведения. В галерее Anna Nova выступил куратором 6 проектов.

Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов

Художник, искусствовед, куратор. В галерее Anna Nova выступил куратором 4 проектов.  

Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов

Историк искусства, кураторка, архивистка современного петербургского искусства.  галерее Anna Nova выступила куратором 1 проекта.  

Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов

Куратор, ментор образовательно-выставочных проектов, автор текстов. В галерее Anna Nova выступила куратором 1 проекта.  

Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов

Художник, куратор. В галерее Anna Nova выступил куратором 3 проектов.  

Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов

Куратор и арт-критик, член кураторской команды фонда V-A-C. В галерее Anna Nova выступил куратором 2 проектов.  

архив

Архивная капсула представляет документацию трёх проектов, переосмысляющих роль и фигуру куратора в современном художественном процессе, а также повествующих о кризисе жанра выставки.

1) Когда отношения становятся формой: работы, концепции, процессы, ситуации, информация. Куратор: Харальд Зееман. Берн, Швейцария. 1969. 

2) Гамбургский проект. Куратор: Виктор Мизиано. Москва, Россия. 1994.  

3) Безместье. Куратор: отсутствует. Санкт-Петербург, Россия. 2016. 

беседка

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  дает следующее определение беседки. Это «легкое сооружение в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для отдыха и беседы, откуда и происходит его название. Форма беседок — самая разнообразная. Простейший вид — четыре столбика, покрытые четырехскатной крышей; по низу столбики обносятся с трех сторон стенкой высотой по локоть; с четвертой — открытой делается вход. Беседки, кроме того, бывают многоугольные или круглые». 

В нашем случае «Беседка» — это открытое пространство для встреч и обсуждений; форма, которую принимают наши с приглашенными в проект художниками отношения, а также размышления вокруг феномена кураторства и моделей взаимоотношения между художниками и кураторами. На период работы выставки этот зал стал открытой студией и пространством для лаборатории, посвященной исследованию моделей взаимоотношения между художниками и кураторами. Форматы наших встреч принимали характер ридинг-группы, семинара, тренинга, игры и др. Поэтому иногда зрители могли встретить художников или даже стать участником некоторых событий. 

художники, принявшие участие в лаборатории: Галя Фадеева, Анастасия Бырдина, Анна Мартыненко, Анастасия Государенкова, Саша Кокачева, Грета Димарис, Светлана Сидорова, Катя Хайева, Или и Павлов, Эрик Железкер. 

NONSNS CHANNEL

NONSNS CHANNEL — это художественная работа в виде программы телепередач канала NONSNS с репортажами, рекламными блоками, телешоу, викторинами, заставками и голубым огоньком. 

С помощью моделей популярных телевизионных шоу (Давай поженимся, Пусть говорят, Самый умный, Вечерний Ургант, Голубой Огонёк) художники проверяют готовность работников современного искусства построить друг с другом крепкие отношения, задают им неловкие вопросы с помощью вымышленных викторин, пускаются в публичное спекулятивное расследование и собирают завиральное коллективное late night show. 

Формат телешоу осмысляется как хеппенинг — проектирование ситуации, предполагающей свободное пространство для живого взаимодействия в рамках общего сценария. Художники задействуют ресурсы и ценности массовой культуры и апроприируют механизмы её работы.

В проекте художники привлекают внимание не только к себе, но и к институциональному миру современного искусства, производя его десакрализацию через встречу с низким жанром телешоу. Также эта встреча поднимает вопрос отношений между художниками и кураторами.

Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов
Не смотри на меня так куратор. Илья Крончев-Иванов

фото экспозиции: Алексей Боголепов 

куратор куратора: Вероника Минаева 

дизайн: София Грин 

технический продюсер: Никита Лучинин 


Проект был реализован при поддержке конкурса Nova Art. 

Отдельная благодарность Limonov Art Foundation, кафе Endemica и команде галереи современного искусства Anna Nova. 

Галерея Anna Nova, Санкт-Петербург, 2023

RU