It is (not) me. Ilia Kronchev-Ivanov

Это (не) я. Другой в контексте искусства новых медиа

Выставочный проект, который стал итогом образовательной программы факультета «Новые медиа в искусстве». В течение учебного года участники модульного курса познакомились с теорией медиаискусства и сформировали фундамент современного мышления о культуре и технологиях.

Масштабная выставка под кураторством педагогов курса стала итогом обучения академиков. Экспозиция, расположившаяся в пространстве классицистической архитектуры, включает 14 художественных работ, посвященных философской проблеме Другого и выполненных в таких современных технологиях, как фотография, видео, инсталляция, VR, мультимедиа, анимация, net- и game-art.

кураторский текст

0. Взрослость — это миф. Мы не верим в концепцию «подросткового искусства». Искусство бывает либо плохое, либо хорошее. Мы, работая над этой выставкой, стремились к последнему и постарались сделать всё, что в наших силах, чтобы оно было таковым.

1. Здание, в котором вы сейчас находитесь, было построено в 1903 году. В этом же году Эдвин Портер, сотрудник киностудии Томаса Эдисона, снял первый фильм, где монтажная склейка была использована как элемент драматургии, — лучшие истории всегда начинаются с удивительных совпадений. Архитектура этого здания сочетает в себе элементы классицистического и барочного стилей, вступая в диалог со Смольным собором. Как ни странно, именно в этой исторической и столь классической постройке сегодня расположился Центр медиаискусств Академии талантов, в котором современное искусство и образование тесно связаны с живой исторической памятью. Мы не стали игнорировать этот диалог между историей и современностью, решив обратиться к идее сайт-специфичности (от англ. Site Specific — определенное, особенное место). При планировании экспозиции мы учитывали интерьер и внутреннюю архитектуру здания, тем самым создавая диалог между художественными работами и пространством. Гибридное цифровое тело новых медиа пронизывает коридоры бывшего дворца.

2. Другой, другая, другое, другие. Что это значит — быть другим? Или кто такой Другой? Или что такое? Как часто мы встречаемся с Другим? Или вы и есть тот самый Другой? Помимо профанного значения этого слова, которое мы довольно часто употребляем в своей обыденной жизни, за термином Другой тянется шлейф смыслов из философии. В европейской культуре это понятие является одним из важнейших мотивов для рефлексии. Оно проникло практически во все области гуманитарного знания: от философии и социологии до культурологии и, конечно, искусства.

Впервые о Другом задумываются тогда, когда на горизонте размышлений появляется вопрос о Человеке. Это происходит во время сократического поворота в античной философии, который характеризуется обращением мыслителей того времени к бытию человека, а не к рефлексии над природой. Античный философ Аристотель считал, что Другой необходим человеку, чтобы познать самого себя. То есть, Другой — это всё, что или кто не я. А значит для того, чтобы войти в коммуникацию с Другим, человек должен идентифицировать свое «я». Выдающийся немецкий философ Георг Гегель говорит об определяющей роли Другого для самосознания: чтобы осознавать себя, необходимо быть признанным Другим, без этого признания не может быть и признания самого себя.

3. Мы предложили ребятам взглянуть на Другого, чтобы лучше разглядеть самих себя. Поразмышлять о Других как о самих себе и наоборот. Но где отыскать этого Другого? Он может скрываться внутри нас, а может находиться снаружи, в человеческом или нечеловеческом, предметном, животном, социальном. Здесь мы оставили огромное пространство свободы выбора, который каждый участник совершил самостоятельно: остаться на месте, не выходя из комнаты, и отыскать Другого рядом, а может, и внутри себя или отправиться за дверь, наружу, чтобы совершить экспедицию, столкнуться с Другим и отрефлексировать это происшествие.

Выставка предлагает целый спектр подобных встреч. Например, это может быть столкновение с самим собой из собственного детства, которое для нас стало опытом Другого (Я то, что я рисую, Soft House) или встреча с нечеловеческим Другим, находящимся вне опыта нашего познания (Не моим взглядом, Без названия). Часть авторов выбрала траекторию создания спекулятивной реальности вокруг образа Другого (Посмотри на своего клона, OpticQRscan, Мурашки_3022, Nose Invest), а другая обратилась к оптике социальных вопросов и проблем для того, чтобы познать самих себя, рефлексируя личные переживания (Сон, который построил мир, Откровения в шкафу, На счастье, Сообщение прочитано, Экстракт привязанности).

Давайте смотреть на Других, чтобы лучше видеть себя.

Академики, авторы проектов: Даня Лимонов, Юлия Погодина & Лиза Соболева, Ксения Фёдорова, Назима Тургунова, Виктория Белокопытова, Тамила Старнакова, Ксения Криволапова, Стефания Ласточкина, Полина Рудашевская, Александра Бартенева, Малика Курбангалиева, Лилиана Мосягина, Эвилина Степулёва & Мария Лукъянцева, Варвара Балутина. 

Со-кураторы проекта: Владимир Пирогов, Маргарита Иваницкая

Центр медиаискусств, Санкт-Петербург, 2022

RU
EN