Зин-культура. Ilia Kronchev-Ivanov

Выставка «Зин-культура. Монтаж, сборка, процесс» обращается к зин-культуре как к пространству, в котором пересекаются индивидуальные авторские жесты, сообщества и альтернативные формы графического мышления. 

Зин (англ. zine, от magazine) — общее название для различных самодельных изданий, самиздата. Особенность формата заключается в полной независимости от издательств и отсутствии границ для самовыражения. Зин может принять форму буклета, листовки, книги художника, календаря, газеты, комикса, журнала, архива или манифеста. Его содержание целиком зависит от фантазии автора. 

Выставка представляет собой кураторский взгляд на феномен зина, традиционно находящегося вне институций, и прослеживает его историческое становление и актуальное состояние. Отправной точкой проекта стал вопрос: что такое зин? И возможно ли вообще дать на этот вопрос определённый ответ? В экспозиции более 80 зинов студентов и преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ — склеенных, сшитых, отпечатанных на старом ксероксе, собранных в спешке или выверенных до последней буквы — и представили в пространстве, которое само следует логике зина: без иерархии и чёткого маршрута, с открытостью к случайности и эксперименту.

кураторский текст 

Монтаж, сборка, процесс — подзаголовок, который раскрывает наш подход к экспозиционному проектированию. Мы сознательно отказались от строгой логики и структуры: это выставка-сборка, выставка-стройка, выставка-процесс. Пространство решено в духе DIY и антииерархии, отсылая к эстетике самодельных зинов. Вместо витрин — паллеты. Вместо музейной чистоты — ДСП, бумага, фанера. Вместо порядка — утилитарность. Всё напоминает временную мастерскую, склад идей, открытую типографию. Нам важно показать не только зины как объекты, но и сам способ их существования — без инструкций, без разрешений, без оглядки. Когда говорить нужно срочно, а под рукой только клей, ножницы и желание. 

В первом зале представлен текст художника, писателя и автора самиздатных изданий Александра Бренера. Его радикальные жесты и высказывания сродни самой природе зина: это действия вне рамок и институций, обращённые напрямую к читателю. Его манифест «52 причины, по которым необходимы зины» задаёт тон всей выставке. Зин — это не жанр, а позиция.

Во всех залах также представлены фрагменты визуального исследования Снежаны Гиревой, студентки Школы дизайна НИУ ВШЭ, посвящённого истории зин-культуры на Западе и в России. В первом и втором залах можно увидеть более классические формы зинов, порой выходящие за рамки своего формата. В третьем — пограничные состояния между зинами и книгами художников. Здесь жанры размываются, и вопрос уже не в том, что «является зином», а в том, как зинообразное мышление проникает в разные практики и форматы.

Мы предлагаем свободный способ присутствия на выставке: листать, перемещаться, всматриваться, существовать в пространстве по логике зин-культуры. Ведь как гласит самая первая причина существования зинов из списка Бренера: «чтобы было забавно мне и тебе».

Илья Крончев-Иванов


фото экспозиции: Евгения Алейникова

со-куратор проекта: Елизавета Копай-Гора

дизайн: HSE DESIGN LAB

продюсеры: Анастасия Шабашова

HSE ART Gallery, Москва, 2025

RU
EN